«Забудьте о политике и посмотрите на чистые гонки - в Баку они добились великолепного успеха, - восторгается столицей Азерайджана британская The Guardian. - На протяжении всего уик-энда город был на высоте». «Я был здесь впервые и не знал, чего ожидать, но трасса оказалась отличная. Просто невероятно, здесь нужно быть в хорошей форме», - цитирует Феттеля издание.
Трек по улицам Баку, огибающий старый город и выводящий болиды на невероятные 360 с лишним км/ч на проспекте Нефтяников, произвёл отличное впечатление на паддок и на фоне приевшихся «тилькедромов» стал глотком чистого воздуха. И хотя гонка оказалась не столь богатой на события, результаты прошедшего Гран-при будут иметь огромное значение - вплоть до изменения правил.
«То, что нужно Формуле-1»
Гонка в Баку обгонами не баловала и напомнила многим дебютный Гран-при России в Сочи, когда на идеально гладком асфальте обгонов практически не было. Ряд экспертов отмечает, что «ультрасофт» мог бы оживить заезд, однако резина на этот Гран-при выбиралась задолго до самих соревнований - ещё до того как на улицах Баку уложили гоночный асфальт.
«Обвинять 'Пирелли' в консервативном выборе резины для новой гонки не стоит, так что подождём с оценкой трассы ещё год, - пишет журналист Sky Sports Пит Гилл. - В том, чтобы провести Гран-при нет подвига, но Азербайджан произвёл прекрасное впечатление. Заминки в первый год неизбежны, но проблемы с поребриками - мелочь на фоне вылетевшего в Монако люка».
Нехватка опыта не омрачила общего впечатления от атмосферы, царившей в городе во время уик-энда. Тото Вольф, руководитель «Мерседеса», заявил, что именно такой трассы «Королевским гонкам» не хватало. «Я понимаю гонщиков, трассы должны быть безопасны настолько, насколько это возможно. Но никто не хочет смотреть гонки на парковках супермаркетов с километровыми зонами вылета, где ошибка ничего тебе не стоит, - цитирует Вольфа американская ESPN. - В Баку всё иначе. Думаю, это как раз то, что нужно Формуле-1».
«Нас посадили в космолёты и не дали никакой информации»
Одним из ключевых моментов гонки стала перепалка Льюиса Хэмилтона с гоночным инженером. Гонщик говорил о проблемах с мотором, но команда не имела права объяснить ему, что происходит. «Это нелепо», - передал в итоге Льюис. И с ним согласны как нынешние пилоты, так и экс-гонщики Гран-при.
«Льюис Хэмилтон призвал ослабить запрет на радиопереговоры, поскольку он делает спорт более опасным. Двенадцать кругов Льюис провёл на скоростях свыше 350 км/ч в поисках одной из сотен неправильных настроек», - рассказывает Филип Данкан из The Daily Mail.
«Если честно, это какая-то шутка, потому что запрет ничего не меняет, - цитирует издание Себастьяна Феттеля. - Ты не будешь ехать быстрее, если команда расскажет тебе, что происходит. Ничего не изменилось, просто в эфире стало меньше переговоров и мы меньше даём людям».
«Запрет на радиопереговоры в Формуле-1 зашёл слишком далеко, - написал в 'твиттере' эксперт Sky Sports Мартин Брандл. - Попытка снизить влияние инженеров отобрала у нас ещё и ключевую информацию»
«С самого начала в этом правиле не было смысла, - заявил в интервью The Independent Фернандо Алонсо. - Нас посадили в космолёты и не дали никакой информации. Со всеми технологиями, которые у нас есть, трудно понять, что происходит с машиной и как решить возникшую проблему».
Нико Росберг и «зона комфорта»
«Нико верит, что это может быть его счастливый сезон. И пока он приближается к экватору Льюису Хэмилтону по-прежнему нечего предложить в ответ», - пишет на страницах The Guardian Пол Уивер. После двух неудач подряд Нико Росберг вернулся на высшую ступень подиума и вновь упрочил лидерство в чемпионате - до 24 очков. Однако успех немца несколько померк на фоне неразберихи с мотором Хэмилтона - британец явно испытывал проблемы и не мог бороться с напарником на равных.
«В этом году Росберг ещё ни разу не побеждал Хэмилтона в прямом сражении - все пять побед Нико одержаны из-за ошибки Льюиса или технических неполадок на его машине - или того и другого, - считает автор Sky Sports Пит Гилл. - Но какое это будет иметь значение, если немец продолжит использовать каждую выпадающую возможность? Его 'фишка' - это игнорирование всего, что делает напарник и полная сосредоточенность на собственной гонке».
«Интересный момент: свою единственную ошибку Росберг допустил, когда пустил Хэмилтона в своё поле зрения, - продолжает журналист. - Объясняя своё монреальское решение объехать напарника по внешней траектории, он заявил: 'Если бы я не попытался, значит, признал бы, что я второй'. 'Фишка' Хэмилтоне же в том, чтобы как можно чаще оказываться рядом с Росбергом и выводить того из 'зоны комфорта'. И до тех пор, пока у Льюиса не получится это сделать, победить Росберга будет трудно»
«Так ничему не научились»
«По нашим подсчётам, в Баку 'Мерседес' был на 1,6 секунды быстрее любой другой машины, - утверждает редактор Auto Motor und Sport Тобиас Грюнер. - В Монако и Канаде 'Серебряные стрелы' победили лишь за счёт ошибок соперников, но теперь удивительная скорость 'Феррари' и 'Ред Булл' внезапно пропала. У 'Скудерии' хорошие настройки были только в субботу, а австрийцы в основном уступали на прямых».
Преимущество «Мерседеса» в Баку было предсказуемо, но масштабы доминирования превзошли даже пессимистичные ожидания. «Феррари» и «Ред Булл» на протяжении всего уик-энда не представляли лидерам не малейшей угрозы.
«Провальный сезон для 'Феррари', они так ничему и не научились, - пишет The Guardian. - Феттель, продемонстрировав неуверенность в команде, оказался прав и только потому финишировал так высоко. Но 'Феррари' ждут новые проблемы, если столь опытные пилоты теряют доверие к пит-уоллу».
Настоящая катастрофа в Баку постигла и «Ред Булл»: после многообещающей квалификации австрийские машины слишком сильно расходовали резину. «Ещё в субботу Риккардо был героем, но уже после шести кругов австралиец первым свернул в боксы - кончился 'суперсофт', - рассказывает Auto Motor und Sport. - А затем и 'софт' продержался лишь до 22-го круга. Даже с двумя остановками добраться до финиша было реально только на 'медиуме'».
«Было ли это сообщением?»
Одним из главных героев гонки по итогам этапа в Баку стал Серхио Перес. Мексиканец завоевал уже второй подиум в трёх гонках и победил в голосовании «Гонщик дня». «Три года спустя увольнения из 'Макларена' пилот 'Форс Индия' теперь является главным претендентом на замену Кими Райкконена в 'Феррари', - пишет Sky Sports. - Совершенно необязательный в свете штрафа Кими обгон на последних метрах стал лучшей иллюстрацией к выдающемуся уик-энду. Было ли это своего рода сообщением? Вернёт ли Переса этот успех в большую игру?»
Не секрет, что Перес стремится попасть в топ-команду, однако в «Форс Индия» уверены, что «Чеко» останется с командой на следующий сезон. «Думаю, он останется с нами в следующем году», - цитирует заместителя руководителя команды Роберта Фернли Reuters.
Ещё одной интригой набирающего обороты «глупого сезона» является место в «Уильямсе». В Гроуве подыскивают замену Фелипе Массе и присматриваются к одному из своих бывших пилотов. «Баттон, похоже, не намерен продлевать контракт с 'Маклареном', учитывая, что в Уокинге хотят поскорее посадить в кокпит Стоффеля Вандорна. А 'Уильямс' давно проявляет к нему интерес», - отмечает Пол Уивер изThe Guardian.
«Клэр Уильямс намекнула, что Дженсон Баттон в числе тех пилотов, которых она хотела бы видеть в своей команде в следующем году, - пишет Нэйт Сондерс из ESPN. - Будущее Баттона в этом году снова неопределённо, как и последние два года. В 'Уильямсе', впрочем, подчёркивают, что в данный момент довольны нынешней парой пилотов».